О реализуемых основных и дополнительных образовательных программах
Об учебном плане
Учебный план
Описание
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» г.Грозного (далее: учебный план) разработан на основе следующих нормативных документов:
Закон:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 24 сентября 2022);
Постановления:
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Приказы:
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г., 12 августа 2022 г.)
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.12.2022 № 1063 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021г., №115»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Учебный план - нормативный правовой документ, отражающий организационно-педагогические условия, необходимые для достижения результатов освоения основной образовательной программы; фиксирующий максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей; определяющий перечень учебных предметов, курсов, распределяющий учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план является составной частью основной образовательной программы и полностью отражает специфику образовательной организации.
Ведущими целями образовательного процесса, в соответствии с Уставом Школы и образовательной программой школы, являются:
- обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на получение общего образования;
- обеспечение основных образовательных программ общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
- создание условий для изучения учебных дисциплин в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности; свободного выбора учащимися учебных дисциплин вариативной части учебного плана и предметов системного дополнительного образования;
- воспитание человека культуры, свободного к саморазвитию, к творческой самореализации и нравственной корректировке своей деятельности и поведения в изменяющемся обществе;
- реализация идей общего, интеллектуального, нравственного развития личности через содержание образования.
Приоритетами развития учебного процесса являются:
- профильность обучения (история, обществознание, химия, биология);
- разноуровневое обучение (учет уровня обученности учащихся, учет их интересов и наклонностей, учет индивидуальных особенностей личности);
- практическая направленность учебного процесса (построение обучения на деятельностной основе, направленного на формирование ключевых компетентностей).
Особенности учебного плана школы.
Ведущими идеями построения учебного плана школы являются:
- обеспечение вариативности образования и образовательных программ;
- реализация концепции профильного обучения на уровне среднего общего образования;
- обеспечение преемственности между уровнями образования и классами;
- развитие интеллектуального, физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся.
Учебный план реализует данные подходы и ориентирован на дифференциацию обучения, на развитие обучающихся, на профилизацию в старших классах с учетом интересов обучающихся, их родителей (законных представителей) и возможностей школы.
Учебный план при этом является одним из инструментов создания условий для самообразования и самоопределения каждого обучающегося как личности и индивидуальности.
В соответствии с ч. 6.1. ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) содержание и планируемые результаты основной общеобразовательной программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ (часть 6.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 № 371- ФЗ).
В школе предусматривается непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ч. 6.3. ст. 12 Федерального закона, введена Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
В школе непосредственно применяются при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусматривается применение федерального учебного плана. В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается (ч. 6.4. ст. 12 Федерального закона, введена Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
В 2023-2024 учебном году реализуются обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) во всех классах школы.
Учебный план школы состоит из двух взаимосвязанных частей:
- обязательной части, гарантирующей овладение необходимым минимумом знаний, умений и навыков, а также обеспечивающей единство образовательного пространства школы и образовательного пространства России и приобщение обучающихся к общекультурным, энтокультурным и национально значимым ценностям. Для учебного плана обязательная часть является гарантией выполнения государственного стандарта, основой, в рамках которой реализуются основные единицы содержания образования, дополняемые частью, формируемой участниками образовательных отношений.
- частью, формируемой участниками образовательных отношений, раскрывающей особенности содержания образования с учетом профиля школы и обеспечивающей реализацию регионального и школьного компонента содержания образования.
В учебном плане школы соблюдается соотношение между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательных отношений:
Обязательная часть соблюдается в учебном плане школы на всех уровнях обучения.
Часы, формируемые участниками образовательных отношений в учебном плане школы использованы:
- для расширения содержания учебных предметов обязательной части;
- для введения дополнительных образовательных модулей;
- для удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных областях деятельности.
Пути успешной реализации учебного плана коллектив школы видит в следующем:
✓ анализ потребностей всех участников образовательных отношений в развитии школы;
✓ психолого-педагогическая диагностика и коррекция образовательного процесса;
✓ создание условий для самовыражения и саморазвития каждого ребенка;
✓ отработка новых образовательных программ, УМК, апробация и внедрение новых современных педагогических технологий;
✓ повышение профессиональной квалификации учителей, создание условий, способствующих творческому росту;
✓ укрепление и развитие материально-технической базы школы;
✓ совершенствование системы всех видов мониторинга.
Основой деятельности педагогического коллектива школы в соответствии с основной образовательной программой является сочетание фундаментальной базовой подготовки с расширением и углублением образования по профильным предметам, которому соответствует методическое и информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию учебного плана, отражают преемственность содержания начального, основного и среднего общего образования и входят в федеральные перечни учебников, утвержденные приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников».
Учебный план школы на 2023-2024 учебный год разработан с учетом текущих условий профильной подготовки обучающихся, программно-методического и материально - технического обеспечения образовательной деятельности. Взятые за основу нормативные документы, позволили сконструировать учебный план школы, отражающий его самостоятельность в выборе образовательной деятельности через реализацию части, формируемой участниками образовательных отношений.
О календарно-учебном графике
Календарный учебный график составлен с учетом мнений участников образовательных отношений, с учетом плановых мероприятий учреждений культуры Чеченской Республики и определяет чередование учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам учебного года.
О методических и иных документах, разработанных образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса, в виде электронного документа
Аннотации к рабочим программам
Численность обучающихся
В организации | В каждой параллели | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ | Всего | 411 | 35 | 46 | 44 | 50 | 35 | 43 | 43 | 48 | 45 | 11 | 11 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
За счет средств физического и (или) юридического лица | Всего | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Всего | Всего | 411 | 35 | 46 | 44 | 50 | 35 | 43 | 43 | 48 | 45 | 11 | 11 |
Свободно | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |